Иов Почаевский
Святой Преподобный Иов Почаевский — Ангелы живут на земле.
Жизнь Святого Преподобного Иова Почаевского было настолько чистой и безупречной, что даже не взирая на всю тяжкую ношу монашеской жизни — современники сравнивали его с ангелом. «Был, — говорится в житии преподобного, — монах очень искусный, не так годами, как добродетелями украшенный, живя среди братии, как ангел … и с каждым днем все больше и больше совершенствуясь в добродетелях».
Преподобный Святой Иов Почаевский родился в 1551 г. / в с. Покуття в Галычине (сейчас Львовская обл. недалеко от г. Коломыя) в благочестивой семье Ивана и Агафьи Зализо. Согласно житию преподобного, написанного преп. Досифеем, известно, что в возрасте 10 лет Иван Зализо пришел в Угорецький Спасо-Преображенский монастырь в Карпатах, где через два года был пострижен в малую схиму с именем Иова в честь праотца Иова Многострадального.
Позже (видимо, незадолго перед кончиной) преподобный принял и великую схиму (точная дата неизвестна). При новом пострига ему вернули первое имя — Иоанн, но в Почаевской традиции и в святцах он так и остался Иовом, с чем, очевидно, было связано его глубокое смирение и долготерпение.
В возрасте 30 лет преподобный Иов принял священный сан. Услышав о добродетели Угорецького иеромонаха, воевода Киевский князь Константин Константинович Острожский пригласил преп. Иова в свой Дубенский монастырь, где преподобный был вскоре поставлен игуменом. С Дубенским монастырем преподобного Иова связали без малого 20 лет настоятельства.
В 1604 г., Будучи обремененным игуменством в уже обустроенном монастыре, преподобный оставил его. Стремясь к отшельнической подвига, он переселяется на гору Почаевскую, где издавна селились многочисленные аскеты.
Значение преп. Иова для обители Почаевской было в чем-то похожим со значением преп. Феодосия († 1074) для обители Печерской. Дело в том, что монахи Почаевской подвизались до тех пор, преимущественно, именно согласно традиции пустынножительства — идоритмии. Этот тип монашества был распространен в первые века христианства на заре его появления и впоследствии использовался на Афоне наравне с монашеским уставом — киновия. Именно с Афона пустынножительство было принесено в древний Киев преподобным Антонием Печерским († 1073). Но в Волынской земли были свои устойчивые связи с Афоном, откуда на протяжении многих веков черпались духовные идеалы монашеского подвига. Почаевский перевод (XVIII в.) Говорит именно об афонских корнях монашеской жизни на горе Почаевской, сводя их к началу XIII века. Согласно этому преданию, основателем Почаевского монастыря был какой-то афонский монах Мефодий, к которому впоследствии стали стекаться иноки из разрушенного Батыевой нашествием Киево-Печерского монастыря. Так или иначе, уклад Почаевской обители до преподобного Иова был в большей степени отшельнический. История не сохранила даже имен Почаевских настоятелей, потому афонская идоритмия необязательно предполагала привычный для нас тип монастыря с настоятелем во главе. Преподобный Иов был, по сути, первым настоятелем Почаевского монастыря, превратив его в киновию по примеру других западнорусских монастырей, основанных на монашеских принципах св. Василия Великого († 379) и Студийского общежительного устава.
После смерти князя Константина Острожского († 1608) и главной благодетельницы Почаевского монастыря княгини Анны Гойской († 1617) у монастыря появилось немало завистников. Так, уже внук княгини Анны — протестант Андрей Фирлей, воевода Бельский, стремился всячески наложить руку на владение монастыря, подаренные согласно завещанию Анной Гойской в вечное владение. Несмотря на суровые санкции завещания, он отобрал земли вокруг монастыря, в частности те, на которых располагался монастырский колодец и пруд, который обеспечивал монастырь водой.
Тогда преподобный Иов благословил выкопать колодец прямо на горе, хотя это сводило вероятность обнаружения воды почти до минимума. Однако по молитвам святого Иова вода появилась уже на глубине 46 метров. Этим колодцем монастырь пользуется и по сей день.
В конце концов, после многолетних исков, монастырю все же удалось выиграть судебный процесс о монастырских угодьях и в 1647 г.. Андрей Фирлей вынужден был признать безрезультатность своих притязаний и подписать мировую с Почаевскими монахами.
В этом также прослеживается некое сходство двух крупных строительных — Феодосия Печерского и Иова Почаевского: оба они активно участвовали в общественной жизни своего времени, если этого требовал их пастырский долг и игуменское послушание. Причем преподобный Иов лично на всех судебных прениях по вопросу земельных притязаний, не гнушаясь судебной волокитой, поскольку в этом заключался защиту юридических интересов его монастыря. Однако вне юридической сферой преподобный представлял свою крайнюю снисходительность к человеческим немощам. Например, однажды, когда он застал в монастырской житнице мужчину, который воровал зерно, то не только не стал ему помехой в этом, но и сам помог поднять на плечи мешок с краденым, только напомнив о страхе Божием и окончательный ответ за содеянное.
Благодаря подвигам и неустанным стараниям преподобного Иова в Почаеве были открыты школа и типография. Многие издания, особенно важных в условиях католической экспансии в Западной Руси увидели свет в собственной типографии Почаевского монастыря, основанной стараниями преп. Иова. До сих пор на улицах Почаева шумят трехсотлетние липы, посаженные преподобным, а зеркальная вода выкопанного им колодца, на вершине горы, и ставка у ее подножия до сих пор свидетельствуют о больших труды, положенные святым на благо Почаевской обители.
Незадолго до смерти преподобный успел обнести монастырь оборонительной стеной. Через четверть века во время Збаражской войны 1675, когда пятидесятитысячному отряд турок и татар осаждал монастырь, именно на этой стене появилась Удивительная Заступница обители и всем, кто в ней прятался от враждебного набега — Царица Небесная с распростертым омофором в руках, небесными ангелами в сопровождении преподобного Иова, который умолял Богородице: «не предай в плен монастыря этого».
Несомненно, судебные тяжбы и забота о вверенный ему монастырь были лишь эпизодом в жизни великого подвижника. Главное, чем и преп. Феодосий, и преп. Иов творили и наполняли свои обители, была глубокая сердечная молитва, настолько глубокая, что совершать ее преподобные удалялись в глубокую пещеру, находясь в ней много дней и даже недель. Причем пещерка преп. Иова на горе Почаевской была настолько узкой и крохотной, что и по сей день пролезть в нее может только человек достаточно худощавого телосложения. Не у всех хватает смелости пробраться в то место, где преподобным было пролито столько слез «о мире, во зле лежит», как выразился преп. Досифей в житии.
Несмотря на свои молитвенные подвиги и строгий пост, преп. Иов прожил долгую жизнь и скончался 10 ноября 1651 e возрасте 100 лет. За два года до смерти преподобный назначил себе преемника, им стал будущий игумен Досифей. Даже в день своей смерти преподобный совершил Божественную Литургию и мирно, без всякой болезни, отошел ко Господу.
Семь лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после захоронения. Хотя, по сути, похоронено оно было еще при жизни в той тесной Почаевской пещере, как в гробу, для страстей и суеты мира сего. 28 августа 1659 митрополит Киевский Дионисий (Балабан) возглавил торжественное обретения нетленных мощей преподобного, на которых остались заметными даже язвы на ногах после отеков от длительного молитвенного стояния. Житие преподобного Иова почти ничего не сообщает об этих раны. Но вполне возможно, что выбор имени в честь прав. Иова Многострадального, которое носил преподобный, будучи в малой схиме, напрямую связано именно со смиренным терпением святым многих болезней при молитвенном стоянии.
Тогда же мощи преп. Иова были перенесены для поклонения паломникам в сооруженную незадолго перед тем Троицкую церковь (1641-47).
Закажите паломническую поездку к мощам Святого Иова — расписание поездок по ссылке